Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Куминовский детский сад»
Принята на заседании
педагогического совета
от «28» сентября 2024 г.
Протокол №1
Утверждаю:
Заведующий МКДОУ
«Куминовский детский сад»
___________ С.А.Семухина
№ 61/1-д от«28» сентября 2024 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КУМИНОВСКИЙ
ДЕТСКИЙ САД"
я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью
Семухина С.А. с.Куминовское, ул Советская 4, ИНН
6651003098, КПП 667601001, ОГРН 1026602268813
2025-03-05 12:22:51
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Юные экологи»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Мерзлякова Алена Николаевна,
воспитатель
с. Куминовское
2024
1
Содержание
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 2.
РАЗДЕЛ 3
стр.3
1.1. Пояснительная записка
стр.3
1.2. Цель и задачи программы
стр.6
1.3. Содержание программы
стр.7
Учебно-тематический план
стр.7
1.4. Содержание учебно-тематического плана
стр.8
1.5. Планируемые результаты
стр.10
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ стр.11
2.1. Условия реализации программы
стр.11
2.2. Формы контроля. Оценочные материалы
стр.12
Список литературы
стр.16
Аннотация
стр.17
Приложение №1
стр. 25
2
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Программа «Юные экологи» имеет социально-педагогическую направленность и
предназначена для организованных групп детей 5-7 лет дошкольного возраста. Программа
ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и
повышение экологической грамотности.
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. № 273
«Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки
Российской Федерации от 09 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»; Постановления Главного государственного
санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного
санитарного врача от 28.09.2020 № 28; Устава муниципального казённого дошкольного
образовательного учреждения «Куминовский детский сад»; локальных нормативных актов
МКДОУ «Куминовский детский сад».
Направленность программы – социально-педагогическая.
Актуальность программы. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая
задача сложившейся социально-культурной ситуации начала ХХI века.
На сегодняшний день общество все больше осознает зависимость состояния среды
своего обитания от уровня образования. Об этом говорят такие международные,
государственные и региональные документы, как: Концепция устойчивого развития
общества. Стратегии природопользования и экологической безопасности Свердловской
области на период до 2035 года и др.
«Необходимо продолжить деятельность по поддержке экологического образования
и воспитания населения, прежде всего детского возраста»,- отмечается в Концепции
экологической безопасности Свердловской области.
Однако современные дети мало общаются с природой. Не всегда в полной мере
реализуется творческий и деятельностный потенциал детей. На сегодняшний день утеряны
многие духовные и нравственные национальные и семейные традиции, что часто вызывает
тревожность, эгоизм или агрессивность детей.
Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый
план в современной системе образования.
Детство
- начальный этап формирования личности человека, его ценностной
ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к
природе, к себе, и окружающим людям.
Поэтому дошкольный возраст
- это наиболее благоприятный период для
формирования у детей знаний о природе, её охране воспитании экологической культуры.
Отличительные особенности программы. Традиционно в дошкольном
воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания,
выработку гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.
3
Содержание данной программы направлено познание окружающего мира,
раскрытие творческого потенциала и скрытых способностей детей, а также воплощение
новых знаний в реальные жизненные события через организацию нестандартной
развивающей экологоизированной игровой деятельности.
Игровая технология в программе является основной, она влияет в большей степени
на развивающее образование дошкольников и делает его наиболее эффективным. В
программе присутствуют следующие виды игр: интеллектуальные, подвижные, сюжетноролевые, настольные, опытно-экспериментальные и др. Многообразие игровых форм
позволяет обогатить образовательный процесс и сделать его наиболее привлекательным
для обучающихся. Для развития самостоятельности у детей на занятиях используется
проектная среда, стержень которой образуют три вида самостоятельной деятельности исследовательская, познавательная, продуктивная.
Образовательная деятельность помогает обучающимся выработать правильные
формы взаимодействия с окружающим миром, формирует практические навыки и умения
по уходу за объектами живой природы, знания в области охраны природы, благодаря
В основе программы лежат следующие принципы:
- Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает
учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями.
- Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций
развивается в ходе общения в ходе деятельности.
- Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во
всех направлениях развития.
- Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной
деятельности детей и взрослых.
- Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
- Принцип от простого к сложному. Начиная от простых понятий, заканчивая
серьезными умозаключениями.
Принципиальная особенность системы экологического образования – это
преемственность всех ее звеньев. Принцип преемственности предполагает, что дошкольное
образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного
образования.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по
экологическому образованию являются такие формы, в которых дошкольник получает
возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются
не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической
деятельности.
Адресат программы. Организованные группы обучающихся 5-7 лет из дошкольных
образовательных организаций.
Возрастные особенности обучающихся. В данном возрасте дошкольники имеют
представления о правилах поведения в окружающей среде, могут контролировать свои
действия в окружающей обстановке, имеют выраженную потребность в заботе
окружающего мира и обладают качествами доброты, отзывчивости, внимания и
готовностью оказать посильную помощь нуждающимся в ней.
4
По своим характеристикам головной мозг ребенка 5-7 лет приближается к
показателям мозга взрослого человека — расширяются интеллектуальные возможности
детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и
начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные,
временные и другие отношения.
Дети оперируют достаточным объемом временных представлений, ориентируются в
последовательности и ориентируются в пространстве и на плоскости. Они как губка
впитывают всю познавательную информацию, их привлекает широкий социальный,
природный мир, реальные события, факты, поэтому важно научить их самостоятельно
осмысливать, объяснять и применять полученную информацию.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу. В
соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для
дошкольников составляет 30 минут.
Объем общеразвивающей программы. Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы–36ч.
Срок освоения программы – 1 год, продолжительность образовательного процесса:
36 учебных недель - 9 учебных месяцев.
Количество обучающихся в группе не менее 10-ти и не более 15-ти человек.
Занятия проводятся в групповой форме.
Уровневость программы. Программа «Юные экологи» имеет стартовый уровень,
который предполагает первоначальное знакомство с основами окружающего мира,
познание детьми элементарных взаимосвязей человека и природы, а также воспитание
осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Форма обучения - очная.
Виды занятий - теоретические, практические, контрольные.
Основные формы и методы работы: экскурсии, наблюдения, беседы,
исследовательская
деятельность,
экспериментальная
деятельность,
проектная
деятельность,
эколого-природоведческие
игры,
игры-путешествия,
работа
с
энциклопедической и природоведческой литературой
Формы подведения результатов. Текущий контроль - усвоение тематического
материала (педагогическое наблюдение, диагностика). Промежуточный контроль усвоение учебного материала за первое полугодие (самостоятельная работа, викторина,
эксперимент, устный опрос, анализ работ, конкурсная деятельность). Итоговый контроль
- освоение программного материала за весь учебный период (открытое занятие, турнир,
соревнование, диагностика).
5
1.2 Цель и задачи программы.
Цель программы - формировать основы экологической культуры в процессе
ознакомления дошкольников с окружающим миром через практическую деятельность с
живыми объектами, наблюдениями, опытами, работу с дидактическим материалом.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
Образовательные
- Формировать адекватные экологические представления о взаимосвязях в системе
«Человек – природа» и в самой природе;
- прививать основы экологической культуры, показать взаимосвязь живых
организмов и неживой природы, показать влияние человека на окружающий мир.
- Дать понятие о том, что растения, и животные- это живые организмы; о наличии в
природе живых тел, об их взаимосвязи; о зависимости строения организма от
условий среды обитания, на примере конкретных растений и животных раскрытие
связи строения и их функционирование, зависимость строения.
- Формировать знания о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной
деятельности человека;
- Показать положительное и отрицательное влияние человека на окружающий мир.
Воспитательные
- привлечь внимание к окружающим природным объектам, развивать умения видеть
красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы.
- воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды,
эмоциональное отношение к природным объектам.
Развивающие
- развивать систему умений и навыков и стратегий взаимодействия с природой;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечь внимание к окружающим природным объектам;
- формировать навыки рационального природоиспользования;
- развивать навыки здорового образа жизни.
6
1.3 Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
Наименование раздела, темы
п/п
Кол-во часов
Формы
аттестации/
контроля
Устный опрос
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие
Вода – это жизнь!
Вода как главный ресурс
2.1.
планеты.
Источники загрязнения воды.
2.2.
Меры охраны.
3.
Зелёное право
1
5
0,5
3
0,5
2
2
1
1
Викторина
3
2
1
Устный опрос
5
2
3
3.1
2
1
1
Турнир
3
1
2
Путешествие
5
3
2
4.1
Человек как часть природы.
Загрязнение окружающей среды.
Меры охраны.
Они защищают нас до
последнего вздоха, а кто
защитит их?
Многообразие животного мира.
3
2
1
Путешествие
4.2
Братья наши меньшие.
2
1
1
Фотоконкурс
5.
Воздух вокруг нас
7
3
4
5.1
Что такое атмосфера?
3
2
1
Эксперименты
5.2
Эко транспорт
Чистая природа – здоровая
планета
Глобальное загрязнение
планеты.
Раздельный сбор отходов.
4
1
3
Анализ работ
5
3
2
2
1
1
Акция
3
2
1
Конкурс рисунков
Green Team
Экологическая кейс-игра «Green
Team»
Турнир «Земля – наш дом»
Итого
8
3
5
6
2
4
2
36
1
18
1
18
1.
2.
3.2
4.
6.
6.1
6.2
7.
7.1
7.2
Региональный
конкурс
Соревнование
7
1.4 Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Вводное занятие (1 ч.)
Теория: Техника безопасности и правила поведения на занятии. Знакомство с
программой и понятиями «Экология» и «Эколог».
Практика: Просмотр мультфильма «Фиксики – советы. Чему учит экология?» с
обсуждением Входящая диагностика на определение уровня экологической воспитанности
детей (интерактивный тест).
Раздел 2. Вода – это жизнь! (5ч.)
2.1. Тема: Вода как главный ресурс планеты
Теория: Беседа о воде. Ценность водного ресурса. Участие воды в процессе обмена
всех веществ, которые являются основой любой жизненной формы. Просмотр
иллюстраций. Просмотр мультфильма «Фиксики-советы.
Практика: Опыты с водой» с обсуждением, серия опытов «Волшебница вода».
2.2. Тема: Источники загрязнения воды. Меры охраны
Теория: Беседа о загрязнении воды. Сохранении природных водных источников.
Влияние воды на здоровье человека.
Практика: «Опыты с водой – очистка воды»
Раздел 3. Зелёное право (5ч.)
3.1. Тема: Человек как часть природы
Теория: Беседа о роли природы в жизни человека и о том, как человек использует
природную среду в своей деятельности. Просмотр иллюстраций. Просмотр
мультфильма «Фиксики – советы. Берегите природу!» с обсуждением.
Практика: Турнирная интерактивная игра «Экологическая тропа».
3.2. Тема: Загрязнение окружающей среды. Меры охраны
Теория: Беседа о предупреждении и устранении вредных последствий воздействия
хозяйственной и иной деятельности человека.
Практика: Просмотр иллюстраций. Командные соревнования «Чистые игры».
Экологическая сюжетно-ролевая игра «Происшествие в лесу».
Раздел 4. Они защищают нас до последнего вздоха, а кто защитит их? (5ч.)
4.1. Тема: Многообразие животного мира
Теория: Беседа о диких и домашних животных. Питание питомцев и условия жизни.
Влияние деятельности людей на численность животных. Красная книга. Просмотр
иллюстраций
Практика:. Игра-путешествие «По страницам Красной книги». Интерактивная игра
«Зоопарк». «Мои друзья»
4.2. Тема: Братья наши меньшие
Теория: Беседа о животных, рассматривание иллюстрации на тему «Домашние
животные»
Практика: Фотографии или рисунки своих животных.
Раздел 5. Воздух вокруг нас (5ч.)
5.1. Тема: Что такое атмосфера?
Теория: Беседа об атмосфере, о влиянии деятельности человека на атмосферу.
8
Практика: Просмотр иллюстраций. Опытно-экспериментальная игра «Узнай по
запаху».
5.2. Тема: Эко транспорт
Теория: Беседа о необходимости экологически безопасного транспорта.
Практика: Просмотр иллюстраций. Создание макета нового вида экологическибезопасного транспорта. Анализ работ.
Раздел 6. Чистая природа – здоровая планета (5 ч.)
6.1. Тема: Глобальное загрязнение планеты
Теория: Беседа о техническом прогрессе, о мусорном загрязнении планеты.
Практика: Просмотр иллюстраций. Экологическая акция «Батарейки, сдавайтесь!».
6.2. Тема: Раздельный сбор отходов
Теория: Беседа о переработке отходов, о раздельном сборе отходов.
Практика: Просмотр иллюстраций. Настольная игра «Сортировка мусора», конкурс
семейного экологического рисунка «Здоровье планеты в наших руках!»
Раздел 7. Green Team (8ч.)
7.1. Тема: Экологическая кейс-игра «Green Team»
Теория: Беседа об изученном материале по разделам и темам программы, выбор
темы для участия в командном первенстве в интеллектуальной игре «Green team».
Практика: Участие в командном первенстве в интеллектуальной игре «Green team»,
коллективно-творческая деятельность (КТД) с участием родителей при выполнении
кейс-задания на выбранную тематику, оформление альбома-отчёта о выполнении
кейс-задания, постановка театрализованного выступления-отчёта.
7.2. Тема: Земля – наш дом
Теория: Подведение итогов по программе, подведение итогов участия в областной
экологической кейс-игре «Green team».
Практика: Итоговая диагностика обучающихся по разделам программы,
интеллектуально-развлекательный турнир «Земля – наш дом».
9
1.5 Планируемые результаты
Предметные результаты:
По итогам реализации программы учащиеся будут знать:
-
о взаимосвязи человека и природы;
о существующих экологических проблемах и способах их решения;
о нравственных правилах обращения с объектами природы.
уметь:
устанавливать причинно-следственные связи взаимодействия человека с природой;
эстетически, эмоционально - нравственно относиться к окружающей среде;
выполнять тематические интерактивные задания и задания по словесной и
зрительной инструкции;
Личностные результаты:
-
принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
-
развитие морально-этического сознания;
получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- взаимодействовать в команде со сверстниками.
-
владеть начальными формами исследовательской деятельности;
иметь опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической
позиции;
-
иметь опыт социальной и межкультурной коммуникации;
10
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
Для эффективной реализации программы в учреждении должны быть созданы
благоприятные условия:
Организовано «экологическое пространство» в специальном помещении: комната
природы, подобраны и размещены растения в соответствии с их биологическими
особенностями; на территории: сад и огород.
Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
Создана мини-лаборатория для организации и проведения опытов с объектами
природы.
Оборудование.
Ноутбук, фотоаппарат, мольберт, инструменты для проведения опытов и экспериментов
(увеличительные стекла, палочки, лопатки, горшочки, природный материал (камни, песок,
глина, земля, вода и т. д.), полиэтиленовые пакеты, стаканчики, пипетки, шприцы, лейки,
термометры, банки и т.д.
Информационное обеспечение:
- специальная литература;
- методические разработки занятий и конспекты по программе;
- наглядный материал для обучающихся.
- аудио-, видео -, фото- аппаратура.
Интернет ресурсы:
http://www.ecosystema.ru/
http://www.what-this.ru/
http://www.apus.ru
http://www.zooclub.ru/
http://lifeplanet.org/
http://unnaturalist.ru/
http://www.geo.ru
http://zateevo.ru/
Методические материалы.
Развивающая экологическая среда представлена следующими центрами:
«Маленький ученый»
Представлены различные приборы: весы, магниты, микроскоп, лупы;
Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки,
стружка;
Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
Детские халаты, фартуки;
11
«Центр природы»
Календарь природы, модель календаря природы
Уголок цветов
Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)
Воронка
Природный материал (шишки, камни, мох, куски коры и древесины)
Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)
Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Животные» (коробки с необходимыми
материалами для моделирования среды обитания)
«Огород на подоконнике»
Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных
культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертам, шкафами.
Детям предложены различные материалы:
Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…)
Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…)
Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра,
перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
Кадровое обеспечение Реализацию программы обеспечивает педагогический работник со
средним профессиональным или высшим педагогическим образованием, прошедший
курсы повышения квалификации по направлению программы, а также курсы
переподготовки по должности «Педагог дополнительного образования».
2.2. Формы контроля. Оценочные материалы
Диагностический инструментарий для детей 5 – 7 лет по экологическому
развитию. (Верещагина Н.В.)
Задание №1.
Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей животного мира,
распределить их по видам; соотносить представителей фауны со средой обитания и
выявить отношение ребенка к ним.
Инструкция к проведению.
Расселить животных на карте с учетом их проживания (картинки насекомых, рыб, птиц,
диких и домашних животных).
Выбрать 2 животных, 2 насекомых и 2 птиц и ответить на вопросы:
Как называется животное, птица, насекомое?
Что ты можешь рассказать о нем?
Что происходит с птицами, насекомыми и некоторыми животными осенью, зимой,
весной?
Как человек может помочь птицам зимой?
Что произойдет, если исчезнут птицы (насекомые, звери)?
Что такое «Красная книга», какие животные (птицы, насекомые…) занесены в нее?
12
Как надо относится ко всем животным?
Задание №2. Игра «Когда это бывает?».
Дополни предложение:
Светит яркое солнце, дети купаются в реке…;
Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках…;
С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края…;
На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники (вопросы могут
сопровождаться иллюстрированным материалом).
Назови времена года в чередующейся последовательности?
Задание №3. Ботаническое лото.
Рассмотри, покажи и назови:
Деревья (6 – 7);
Кустарники (4 – 5);
Ягоды (6 – 7);
Грибы (съедобные и ядовитые);
Цветы сада, леса, комнатные растения (по 6 – 7).
Беседа.
Какие условия необходимы для жизни, роста и развития растений?
Как правильно ухаживать за растением?
Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые, человек?
Какие растения нашего края занесены в «Красную книгу»?
Дидактическая игра.
Разложи правильно карточки (от семечки до взрослого растения).
Назови и покажи части растения (корень, стебель или ствол, листья, цветы, семена,
плоды).
Задание №4. Беседа. Чем дышит человек? Где можно обнаружить воздух? Что загрязняет
воздух? Как человек использует воздух, ветер? Зачем и кому нужна вода? Где встречается
вода? (ручей, озеро, река, море, океан) Назови свойства воды? (прозрачная, без вкуса,
жидкая, нет запаха). В каких состояниях бывает вода? (сосулька, снег, лед, дождь, роса,
иней, туман, пар). Надо ли беречь воду? Почему?
Что такое «почва»?
Задание №5. Дидактическая игра.
Детям предлагается выбрать из серии картинок те, которые определяют правильное
взаимоотношение человека с природой (экологические знаки) и объяснить свой выбор.
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается по бальной системе:
Высокий уровень – 3 балла; Средний – 2 балла; Ниже среднего – 1 балл; Низкий – 0
баллов.
Высокий уровень (3 балла) : Ребенок знает представителей животного мира и
разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного
мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и
эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними
животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью
человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к
13
представителям животного мира. Классифицирует растения по видам, знает их
характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития
комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы
практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально
выражает свое отношение к растениям. Знает объекты неживой природы и правильно
называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем
и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет
их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.
Средний уровень (2 балла). Ребенок в основном знает представителей животного
мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит
представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их
характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к
ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка
природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и
жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к
представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки.
Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных
растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и
навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое
отношение к ним. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные
характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть
использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется
перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого
правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно
называет характерные признаки каждого времени года.
Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок часто допускает ошибки, называя
представителей животного мира и разделяя их по видам. Не может аргументировать свой
выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется
назвать их характерные признаки. Проявляет слабый интерес, эмоционально не выражает
свое отношение к ним. Не знает, как нужно ухаживать за домашними животными и
обитателями уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью
человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить свое
отношение к представителям животного мира.
Ошибается в классификации растений по видам, не может называть их характерные
признаки. Затрудняется в названии комнатных растений (называет с помощью
воспитателя). Недостаточно сформированы практические умения и навыки ухода за ними.
Затрудняется в названии отличительных характеристик объектов неживой природы.
Неправильно называет последовательность времен года.
Низкий уровень (0 баллов). Ребенок не знает представителей животного мира. Не
соотносит представителей животного мира со средой обитания
Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные
признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и
навыки ухода за ними.
14
Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные
характеристики. Не знает кем и для чего могут быть использованы объекты неживой
природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной
последовательности.
Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя.
По результатам выполнения всех заданий суммируются баллы и определяется
уровень:
Высокий – 13 – 15 баллов;
Выше среднего- 10-12 баллов;
Средний уровень – 8 – 9 баллов;
Ниже среднего -6-7 баллов;
Низкий – 4 -5 баллов.
Протокол результатов
Возрастная группа __________________
Дата заполнения: учебный год__________
Педагог_______________________________
В, в/ср, ср, н/ср, н.
№ п/п
Ф.И.ребенка
Балл
Уровень
15
4. Список литературы для педагога
1. Николаева С.Н. «Юный эколог»
2.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию», Санкт – Петербург Детство-Пресс
2010г
3.Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России»,
М., 2005 г.
4.Лапшина Г.А. «Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного
возраста» ООО «Издательство «Учитель», Волгоград, 2006г.
5.Масленникова О.М. «Экологические проекты в детском саду» ООО « Издательство
Учитель», 2015 г.
6.Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных», «Просвещение Москва,
1982г
7. Комратова «Мир, в котором я живу». «Творческий центр», Москва, 2005 г
8. Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998
9.КравченкоИ.В. «Методические пособия проведения прогулок» «Творческий центр»,
Москва, 2009 г.
10. Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с
растениями» М., 1984г
11. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада:
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин
С.С., 2008. – 666 с.
12. Журавлева Л.С. «Солнечная тропинка» Москва Мозаика-Синтез 2006г.
Список литературы для родителей
13.
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших
школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных
учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
14.
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки,
стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва:
Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
Список литературы для детей
15.
Агапова И.А. Сердце природы: Экологическая сказка/ И.А.Агапова// Читаем,
учимся, играем. (3 выпуска). Сборник сценариев для библиотек. -2003.-№10.-С.45-50.
16.
Авдеева Н.Н. «Жизнь вокруг нас» срия «Маленький человек и большой мир» М.,
ДиК, Дрофа, 1998г.
16
Аннотация к программе
Программа «Юные экологи» имеет социально-педагогическую направленность и
предназначена для организованных групп детей 5-7 лет из дошкольных образовательных
организаций.
Цель программы: формировать основы экологической культуры в процессе
ознакомления дошкольников с окружающим миром через практическую деятельность с
живыми объектами, наблюдениями, опытами, работу с дидактическим материалом.
Содержание программы направлено на познание детьми элементарных
взаимосвязей человека и природы. Образовательная деятельность помогает обучающимся
выработать правильные формы взаимодействия с окружающим миром, формирует
практические навыки и умения по уходу за объектами живой природы, знания в области
охраны природы через организацию нестандартной развивающей экологоизированной
игровой деятельности.
Игры на занятиях, дают возможность детям не испытывать усталости на занятиях и
не снижают к ним интерес. Так как игровая технология в программе является основной, она
влияет в большей степени на развивающее образование дошкольников и делает его
наиболее эффективным. В программе присутствуют следующие виды игр:
интеллектуальные,
подвижные,
сюжетно-ролевые,
настольные,
опытноэкспериментальные и др. Многообразие игровых форм позволяет обогатить
образовательный процесс и сделать его наиболее привлекательным для обучающихся. Для
развития самостоятельности у детей на занятиях используется проектная среда, стержень
которой образуют три вида самостоятельной деятельности - исследовательская,
познавательная, продуктивная.
Программа адресована детям от 5 до 7 лет.
Срок освоения программы – 1 год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу.
Продолжительность одного учебного часа для дошкольников составляет 30
минут.
Общее количество учебных часов необходимых для освоения программы–36ч.
Количество обучающихся в группе не более 15 человек.
Занятия проводятся в групповой форме.
17
Приложение № 1
Цикл экологических игр, для детей старшего дошкольного возраста.
Взаимосвязь и взаимозависимость в природе
(между неживой и живой природой, между объектами живой природы).
«Вершки-корешки»
Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них
съедобно – корень или плоды на стебле).
Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся,
платит фант.
Игровые действия. Разыгрывание фантов.
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем
съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были
внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель
называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры
выкупается.
Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают
овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах,
огороде.
«Пищевые цепочки на лугу».
Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
Правила игры: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети
раскладывают, кто кем питается.
растения - гусеница - птица
злаковые травы - грызуны - змеи
злаковые травы - мышь - хищные птицы
следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь
трава - кузнечик - луговые птицы
насекомые и их личинки - крот - хищные птицы
тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы
травы (клевер) - шмель
«Пищевые цепочки водоёма».
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.
Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей
выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:
комар - лягушка - цапля
червячок - рыбка - чайка
водоросли - улитка - рак
ряска - малёк - хищная рыба
«Пищевые цепочки в лесу».
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.
Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и
предлагает выложить пищевые цепочки:
растения - гусеница - птицы
18
растения - мышка - сова
растения - заяц - лиса
насекомые - ежи
грибы - белки - куницы
лесные злаки - лось - медведь
молодые побеги - лось - медведь
Игра-загадка «Лес».
Цель. Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки доказательства, развивать
навыки описательной речи.
Материал для игры. Объемные и плоскостные игрушки, изображающие растения и
животных леса.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычную игру: он будет загадывать
загадки, а дети -- отгадывать. Если точно и правильно отгадают и докажут отгадку, то этот
предмет появится на столе.
Загадки: Что за дерево: и зиму, и лето зелено? (Дети отгадывают и доказывают отгадку.
Появляется ель.)
И еще: Зимой и летом одним цветом. (После объяснения на столе появляются ель, сосна.)
Воспитатель продолжает:
На лесной опушке стоят подружки.
Платьица белены, Шапочки зелены.
(После отгадывания и объяснения на столе появляются несколько березок.)
-- Что же у нас получилось? -- спрашивает воспитатель.-- (Лес.) Что еще растет в лесу,
кроме деревьев? - Читает загадки:
Вдоль лесных дорожек много белых ножек. В шляпках разноцветных, издали приметных.
Собирай, не мешкай! Это... (Сыроежки.)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых, меня узнаешь за версту, зовусь я...
(Подосиновик.)
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает. (Земляника.)
(После каждой отгадки на столе появляются то грибы, то ягоды.)
-- В лесу живут разные звери и птицы. Узнайте, какие:
Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)
Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый -- краса! А зовут ее... (Лис а.)
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока.)
Загадки могут быть и о других животных и птицах, либо несколько загадок об одном
животном или об одной птице.
-- Получился настоящий лес! Сколько в нем деревьев, грибов, ягод; разных зверей и птиц!
Теперь дети сами загадывают загадки про лес и его обитателей.
Они вспоминают известные загадки, придумывают свои. (В запасе у воспитателя должны
быть игрушки, которые появятся на столе после отгадывания детских загадок.).
В заключение воспитатель предлагает загадку про лес:
Богатырь стоит богат,
Угощает все ребят:
Ваню -- земляникой,
Таню -- костяникой,
Машеньку -- орешком,
19
Петю -- сыроежкой,
Катеньку -- малинкой,
Васю -- хворостинкой. (Лес.)
«Ухаживаем за растениями»
Цель. Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.
Материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7–8
комнатных растений. Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением
предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой
уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют – дети
показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет
ухаживать за этим растением.
Игра «Журавли-журавли».
Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поёт или говорит речитативом
дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки,
как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь
верёвочкой". Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком,
который всё убыстряет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше "Змея, заворачивайся в
кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д. Упражнения выполняются во всё возрастающем
темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие
запутаются, игру начинают снова.
«Угадай, какой ты зверь»
Дидактическая задача. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего
вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить
классифицировать животных.
Оборудование. Картинки с изображением животных.
Игровое действие. Отгадать, какое животное изображено на картинке.
Игровое правило. Отвечать на вопросы, которые помогают ребенку выяснить, «какой он
зверь», можно только «да», «нет», «может быть».
Ход игры. Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображением
животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь»,
задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенностей его движения,
повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он.
Игра повторяется несколько раз с заменой картинки, изображающей животного, и заменой
отгадывающего ребенка.
Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других
представителей фауны, постепенно подводя их к выделению характерных признаков
различных групп животных.
Усложняя игру, можно исключить наглядность (картинку) и предложить отгадывать «на
основе представлений».
«Грибная полянка»
Цель: Закреплять знания о дарах природы (о съедобных и несъедобных грибах), выяснить,
в каких именно местах в лесу растут грибы; проводить работу по словообразованию (под
березой - подберезовик, под осиной - подосиновик); формировать умение находить
съедобные грибы по дидактической картине, видеть красоту осеннего леса; воспитывать
эстетическое восприятие окружающего мира.
Материал. Большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные
грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, сделанные из цветной
20
бумаги, костюм Гриба-лесовика.
Эту игру можно проводить после занятия по конструированию, на котором дети сделали
из бумаги корзиночку.
Правила. В лес идти только с корзиночкой. Собрать не меньше трех грибов (обращаем
внимание на то, что грибов одного вида на дидактической картине должно быть
несколько, если один грибник нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется
возможность найти такой же). Гриб-лесовик награждает детей красными картонными
кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о
грибах: победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.
Ход.
Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем в сказочный осенний лес за грибами. Пойдем?
(Да.) С чем нужно ходить в лес за грибами? (С корзинкой?) Возьмите свои «корзиночки»,
оденьтесь понарошку. Все готовы? (Под музыку идем «в лес». На стене висит большая
картина с изображением осеннего леса.) Вот мы и в лесу. Как хорошо здесь! Посмотрите,
каким красивым убранством встречает нас лес! Подумайте, как можно его красоту
описать словами.
Пока дети думают, воспитатель или его помощник могут переодеться в костюм
Грибалесовика (так, чтобы дети этого не видели). Дети могут высказывать свои
впечатления
воспитателю. Вдруг появляется Гриб-лесовик.
Гриб-лесовик «Здравствуйте, дети! Вы в гости ко мне пожаловали?» (Ответы) «Вам
нравится мой лес? Чем он вам нравится?» (Дети высказываются, стараются употреблять
как можно больше образных выражений?) Почему вы пришли в лес с корзинками?
(Потому что мы пришли собирать грибы) А знаете ли вы, что не всякий гриб можно есть?
(Ответы) Как называются грибы, которые можно есть? (Съедобные) А которые нельзя
есть? (Несъедобные) Вы сможете найти в нашем «лесу» съедобные грибы? (Ответы)
Найдите и назовите их. (Дети находят «грибы» на картине, называют их, а Гриб-лесовик
уточняет, где любит расти тот или иной гриб, почему подберёзовик, подосиновик носят
такие имена).
На картине выставлены не только съедобные грибы, но и несъедобные, дети «собирают
грибы» в свои «корзинки». В конце игры Гриб-лесовик вместе с детьми рассматривает,
что они собрали, хвалит и награждает тех, кто справился с заданием.
О человеке, как части природы.
«Природа и человек»
Дидактическая задача. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано
человеком и что дает человеку природа.
Игровые правила. Отвечать можно только после того, как поймал мяч. Назвавший
предмет, бросает мяч другому участнику.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход,
ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросает водящему.
Ход игры. Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания
о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в
природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, газ существуют в природе, а
дома, заводы, транспорт создает человек.
«Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих
какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый
вопрос: «Что создано природой?»
В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек
21
использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время бережно
относится к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют
животных и птиц.
«Буря на море».
Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок,
которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и
прячутся на берегу.
Игра «Изобрази».
Попросите детей изобразить: звук ветра, порождаемого бурей; звук облаков, подгоняемых
ветром; звук большого пушистого об лака. Приведите детям народные приметы:
Кучевые облака - к вечеру дождь будет. Низкие облака - к дождю.
3. О культуре поведения в природе.
«С чем нельзя в лес ходить?»
Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.
Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с
изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют,
почему нельзя брать эти предметы в лес.
«Что опасно для природы?"
Цель: уточнить экологические знания детей, определяющие отношения между
природой и человеком на основе конкретных правил поведения в лесу, на лугу, и др.
природных сообществах.
"Плохо – хорошо".
Цель: закрепить правила поведения в природе.
"Айболит спешит на помощь".
Цель: продолжать учить бережно относиться к животным, сочувствовать их состоянию;
оказывать помощь; дополнить знания детей о жизни животных в Африке; учить детей
использовать ранее полученные знания в игре; учить речевому диалогу между собой.
Формирование экологических представлений о мире животных
Игры с предметами
Кто чем питается?
Цель: Закреплять представления детей о пище животных.
Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п.
Называют его и определяют какое животное питается этой едой.
Что сначала – что потом?
Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок,
кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном
порядке.
Игры настольно-печатные
Игра «Четыре картинки»
Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и
наблюдательность.
Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных.
Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек)
поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки.
Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот,
если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу
слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками
22
вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники
игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем
было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.
Игры словесные
Игра:«Кто в домике живет?»
Цель: Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.
Ход игры: Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по
очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике
живет?» Дети отвечают: «Му-му-му!», «Бе-е-е», «Мяу-мяу!» и т.д. Воспитатель
отгадывает, кто живет в домике.
Игра «Отгадай кто это?»
Цель: Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних
животных.
Ход игры: Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду
обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь.
Формирование экологических представлений о растениях
Игры с предметами
Игра «Детки на ветке»
Цель: Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить
подбирать их по принадлежности к одному растению.
Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По
предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» – ребята подбирают к каждому
листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и
плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.
Игра «Найди, что покажу»
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один
(для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под
салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе
такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все
фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
Игры настольно-печатные
Игра «Волшебный поезд»
Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.
Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами);
два комплекта карточек с изображением растений.
Ход игры: На столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением животных.
Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом
– кустарники, во втором – цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один
пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет
победителем.
Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных
группах растений (леса, сада, луга, огорода).
Игры словесные
Игра «Найди, о чем расскажу»
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были
23
видны всем детям отличительные признаки предметов.
Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть
называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает комулибо
из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок
справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже
другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по
описанию.
Формирование экологических представлений
об объектах и явлениях природы
Игры с предметами
Игра «Когда это бывает?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.
Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки,
можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо
назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.
Игра «Что это такое?»
Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.
Материал: природный – песок, камни, земля, вода, снег.
1.Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней
необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое
это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое.).Что с ним можно
делать?
Игры настольно-печатные
Игра «Это когда?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.
Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада,
дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и
сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно
разложить имеющиеся у них картинки.
Игры словесные
Игра «Когда это бывает?»
Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Ход игры. 1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе
о временах года, а дети отгадывают.
II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в
это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает
вопросами. Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение
имеет поэтапный характер.
В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По
ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных
проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель
выключается из активного участия в игре – он руководит со стороны: помогает детям,
направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь
наблюдает за действиями детей.
Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Воспитатель рассказывает
содержание игры, предварительно вычленяя 1–2 важных правила. По ходу игры он еще
раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные
правила. Таким образом, обучение игре на первом этапе – рассказ о содержании,
24
ознакомление с правилами в ходе игры. На следующем этапе дети играют самостоятельно.
Воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты.
Когда интерес к игре пропадает, педагог дает новый ее вариант
25