Инструкция по сопровождению инвалидов в помещениях ДОУ и на прилегающей территории_подписано

Утверждаю:
Заведующий МКДОУ
«Куминовский детский сад»
__________ С.А.Семухина
Приказ № 15-д от «09» января 2025г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КУМИНОВСКИЙ
ДЕТСКИЙ САД"
я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью
Семухина С.А. с.Куминовское, ул Советская 4, ИНН
6651003098, КПП 667601001, ОГРН 1026602268813
2025-05-23 14:18:59

Инструкция по сопровождению инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья в помещениях
организации и на территории
МКДОУ «Куминовский детский сад»

с.Куминовское

1. Общие положения
1.1. Настоящая инструкция разработана для муниципального казённого
дошкольного образовательного учреждения «Куминовский детский сад»
(Далее ДОУ) в целях реализации Федерального закона от 24.11.1995 № 181ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ согласно ч.1
ст.15.
1.2. Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким
расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Маломобильные граждане (МГ) — это люди испытывающие затруднения при
самостоятельном
передвижении,
получении
услуги,
необходимой
информации или при ориентировании в пространстве (люди с временным
нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди
с детскими колясками и т.п.).
1.3. Настоящая Инструкция разработана в целях:
1.3.1. Недопустимости дискриминации в ДОУ по признаку инвалидности, то
есть любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности,
целью либо результатом которых является умаление или отрицание
признания, реализации или осуществления наравне с другими всех
гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и
гражданина в политической, экономической, социальной, культурной,
гражданской или любой иной области.
1.3.2. Реализации прав воспитанника с ограниченными возможностями
здоровья на получение образования и воспитания и социальной адаптации в
условиях ДОУ.
1.4. Настоящая Инструкция обязательна для исполнения всеми сотрудниками
ДОУ.
1.5. В соответствии с настоящей Инструкцией сотрудники проходят
инструктаж и обучение по вопросам, связанным с обеспечением доступности
для инвалидов и лиц с ОВЗ объектов и услуг ДОУ, в том числе с участием
персонала (с оказанием помощи на объектах в преодолении барьеров и
сопровождении инвалида или лица с ОВЗ).
1.6. Инструктаж и обучение сотрудников проводится ответственным лицом
из числа членов комиссии по проведению обследования и паспортизации
объектов и предоставляемых на них услуг ДОУ согласно Положения «О
комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов и
предоставляемых на них услуг в МКДОУ «Куминовский детский сад»
1.7. Для учета работы по инструктажу и обучению сотрудников по вопросам
доступности объектов и услуг ДОУ ведѐтся «Журнал учета проведения
инструктажа сотрудников по вопросам доступности» (далее – Журнал).
1.8. Допуск к работе вновь принятых работников ДОУ осуществляется после
прохождения инструктажа и обучения по вопросам доступности объектов и
услуг ДОУ.

2. Общие правила этикета при общении с детьми-инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья
2.1. Для обеспечения доступа инвалидов и лиц с ОВЗ к услугам ДОУ и
объектам, на которых они предоставляются, сотрудникам необходимо
соблюдать следующие общие правила этикета при общении с указанными
категориями лиц в зависимости от конкретной ситуации:
2.1.1. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ обращаться следует
непосредственно к нему, а не к сопровождающему, который присутствует при
разговоре. При знакомстве с инвалидом или лицом с ОВЗ рекомендуется
пожать ему руку, расположить к себе.
2.1.2. При встрече со слепым или слабовидящим лицом, необходимо назвать
себя и других присутствующих людей. При проведении общей беседы следует
пояснять, к кому в данный момент обращен разговор, и называть себя.
2.1.3. Если инвалиду или лицу с ОВЗ предлагается помощь, рекомендуется
подождать, пока указанное лицо ее примет или откажется от помощи, а в
случае положительного ответа спросить, что и как делать для оказания
помощи.
2.1.4. Обращаться к инвалиду или лицу с ОВЗ рекомендуется: к ребѐнку по
имени, взрослому человеку: по имени-отчеству и на «Вы».
2.1.5. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ, испытывающим трудности
в общении, необходимо внимательно слушать его, быть терпеливым и ждать,
когда указанное лицо самостоятельно закончит фразу.
2.1.6. При общении с лицом с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
пользующимся инвалидной коляской или костылями, располагаться следует
на одном зрительном уровне или сразу в начале разговора сесть прямо перед
ним.
2.1.7. Сотрудники не должны при разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ с
гиперкинезами (патологические внезапно возникающие непроизвольные
движения в различных группах мышц) реагировать на непроизвольные
движения указанного лица.
2.1.8. При общении с лицом, имеющим нарушение слуха, необходимо
привлечь внимание указанного лица движением руки. В процессе диалога с
указанным лицом рекомендуется смотреть прямо в глаза, говорить
максимально четко, внятно произносить окончания слов, предлоги и
местоимения.
2.1.9. Рекомендуется заранее показать ребѐнку – инвалиду, инвалиду или
лицу с ОВЗ, где находится санузел для данной категории лиц, что поможет ему
быстрее адаптироваться на объекте ДОУ.
3. Особенности взаимодействия с различными группами инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
3.1. Лица, испытывающие трудности при передвижении. Сотрудники обязаны
встретить, вежливо объяснить где находиться нужный объект инвалиду,
убедиться в доступности прохода куда следует передвигаться.
Запрещается прикасаться к инвалидной коляске и менять ее местоположение
без согласия инвалида или лица с ОВЗ. При открытии тяжелых дверей, при

передвижении по паркету или коврам с длинным ворсом рекомендуется
предложить помощь инвалиду или лицу с ОВЗ, пользующемуся инвалидной
коляской или костылями. Сотрудники должны помнить, что инвалидные
коляски быстро набирают скорость, и неожиданные резкие повороты и толчки
могут привести к потере равновесия и опрокидыванию инвалидной коляски.
2. Лица, испытывающие затруднения в речи. Сотрудники должны говорить с
данной группой лиц спокойно, терпеливо, дружелюбно и не поддаваться на
возможные речевые провокации. Запрещается перебивать, поправлять данное
лицо и (или) договаривать фразу за ним. Говорить следует только тогда, когда
собеседник закончил формулировать свою мысль. При разговоре
рекомендуется смотреть в лицо собеседнику, поддерживать визуальный
контакт. В беседе стараться задавать вопросы, которые требуют коротких
ответов или кивка головы, подтверждающих, что информация воспринята и
осмысленна. В случае, если фраза не понятна, рекомендуется попросить
собеседника повторить ее. Сотрудники обязаны помнить, что нельзя пытаться
ускорять разговор, так как лицу с нарушениями речи требуется большее
количество времени для формирования высказывания. Следует быть готовым
к тому, что разговор с указанным лицом займет больше времени. При
возникновении проблем в устном общении необходимо предложить
использовать другой способ общения: взрослому, посетившему ДОУ –
написать, напечатать; ребѐнку - показать жестами.
3.3. Лица с задержкой в развитии и проблемами общения. В разговоре с данной
группой лиц необходимо использовать доступный язык, выражаться точно и в
рамках темы разговора. Избегать словесных штампов и образных выражений,
если только нет точной уверенности в том, что собеседник с ними знаком.
Следует исходить из того, что лицо с задержкой в развитии имеет жизненный
опыт, как и любой другой взрослый человек. Необходимо помнить, что лица с
задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, давать
согласие на медицинскую помощь и т.д.
3.4. Лица, имеющие нарушение зрения. При общении с данной группой лиц
следует помнить, что нарушение зрения имеет много степеней. Полностью
слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут
различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое
периферическое зрение, у других слабое прямое при хорошем
периферическом. Данные критерии в обязательном порядке надо выяснить у
собеседника или сопровождающего его лица и учитывать при общении. При
встрече с лицом, имеющим нарушение зрения, сотрудник должен
поприветствовать его первым, назвав себя, а также всех присутствующих лиц.
В первую очередь рекомендуется спросить лицо с нарушением зрения, куда он
следует, нужна ли ему помощь, в какой мере, а в случае положительного
ответа помочь ему. Предлагая помощь, следует направлять лицо с нарушением
зрения осторожно, не сдавливая его руку. Сопровождая лицо с нарушениями
зрения, сотрудник должен передвигаться на объекте ДОУ без резких
движений, не делать рывков. Если лицо с нарушением зрения отказалось от
помощи в сопровождении по объекту ДОУ, при этом сотрудник заметил, что

указанное лицо сбилось с маршрута, сотрудник обязан подойти и помочь лицу
выбраться на нужный путь. Сотрудники обязаны поставить в известность лицо
с нарушением зрение о наличии на объекте ДОУ информационных табличек,
изготовленных с использованием шрифта Брайля. Для ориентации лица с
нарушением зрения на объекте ДОУ необходимо кратко описать
местонахождение, характеризовать расстояние до определенных предметов;
своевременно предупредить о препятствиях: ступенях, низких притолоках,
трубах и т.п. Если сотрудник предлагает лицу с нарушением зрения присесть,
следует направить руку данного лица на спинку стула или подлокотник. При
необходимости зачитывания лицу с нарушением зрения какой-либо
информации сначала следует предупредить данное лицо об этом. Читать
необходимо все, воздержавшись от комментариев: название, даты, текст
документа – от заголовка до конца, не пропускать редко употребляемые или
международные слова. При чтении какого-либо документа лицу с нарушением
зрения рекомендуется для убедительности дать ему документ в руки. Если
лицо с нарушением зрения должен подписать документ, следует в
обязательном порядке прочитать документ вслух данному лицу, при
необходимости для полного восприятия текста повторить его. Инвалидность
не освобождает лицо с нарушением зрения от ответственности, обусловленной
документом.
3.5. Лица, имеющие нарушение слуха. При общении с данной группой лиц
следует помнить, что существует несколько типов и степеней глухоты, что
влечет за собой несколько способов общения с лицами с нарушением слуха.
Данные критерии в обязательном порядке надо выяснить у собеседника или
сопровождающего его лица и учитывать при общении. В процессе диалога с
лицом с нарушением слуха следует смотреть прямо на него. Не затемнять
лицо, не загораживать его руками, волосами или какими- то предметами. Лицо
с нарушением слуха должно иметь возможность следить за выражением лица
собеседника. Для привлечения внимания лица с нарушением слуха следует
назвать его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же
помахать рукой. При общении говорить следует максимально четко
артикулируя и замедляя свой темп речи, внятно произносить окончания слов,
предлоги и местоимения, так как данная группа лиц испытывает значительные
затруднения в восприятии отдельных звуков.
В диалоге использовать простые фразы и избегать несущественных слов, при
необходимости перефразировать сообщение с использованием более простых
синонимов, если собеседник не понял информацию. Если сотрудник сообщает
информацию, которая включает в себя сложный термин, рекомендуется для
восприятия лицом с нарушением слуха написать ее, или донести любым
другим способом, но так, чтобы она была точно понята. При работе с данной
группой лиц возможно использовать язык жестов, выражение лица и
телодвижения для пояснения смысла сказанного. Если общение происходит
через сурдопереводчика, необходимо помнить, что обращаться надо
непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Контроль за организацией питания в ДОУ Организация питания в МКДОУ "Куминовский детский сад"" осуществляется на основании документов:

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».